Гетсиз.ру представляет пятый юбилейный рейтинг крупнейших компаний российского рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ). Список наше издание составляет с 2017 года.
Топ-50 составлен на основе данных Росстата по объему выручки производителей и дистрибьюторов СИЗ, включающих спецодежду, рабочую обувь и дезинфицирующие средства, за 2020 год. В отчет не вошел ряд крупных компаний, в частности, 3М, Honeywell, «Комус» и Wurth, из-за отсутствия данных о доле СИЗ в продажах. Также в рейтинг не включены поставщики госкорпораций.
В показателе фирм, реализующих как собственную продукцию, так и сторонних производителей, учтена выручка от обоих видов продаж.
Совокупная выручка участников топ-50 за год выросла на 20%, с 96,9 млрд руб. до 116,4 млрд руб. Темп роста увеличился в три раза по сравнению с допандемийным 2019-м. Рынок подстегнула вспышка COVID-19, в первую очередь за счет беспрецедентного спроса на средства защиты дыхания – маски, полумаски и респираторы. Свою долю в показатели внесли также сегменты резиновых перчаток и дезинфицирующих средств.
Однако, несмотря ни на что, первая пятерка рейтинга демонстрирует завидную стабильность, все компании сохранили свои места: лидер по-прежнему «Восток-Сервис» с выручкой 24,3 млрд руб.(+14% к показателю 2019 года), на втором месте «Техноавиа» (+12%, до 18,7 млрд руб.), на третьем ГК «Энергоконтракт» (+6%, 7,4 млрд руб.), на четвертом ГК «Тракт» (+5%, 4,7 млрд руб.), на пятом ООО «Спецобъединение Юго-Запад» (+30%, 4,2 млрд руб).
Две следующих компании лишь поменялись местами: башкирский Комбинат рабочей одежды (КРО) с выручкой 3,6 млрд руб. (+41%) вытеснил московскую «Планету-Сириус» с 3,4 млрд руб. (+9%) на седьмое место, заняв шестое. «Зелинский групп», несмотря на впечатляющий рост выручки на 54%, до 3,3 млрд руб., смогла лишь сохранить 8 место.Дальше начинается интересное: на 9 место с 12-го переместился пермский СОМЗ с выручкой 2,9 млрд руб. (+57%). Еще более впечатляющий рост продемонстрировал петербургский «Респираторный комплекс», за год увеличивший выручку в три раза с 882 млн до 2,8 млрд руб. Это позволило компании подняться с 26 места на 10-ое.
В топ-50 этого года пять новичков: петербургская «АВТОграф Сейфти» дебютировала на 40 месте: выручка компании за год выросла в четыре раза, до 608,3 млн руб. 42 и 48 места соответственно заняли производители дерматологических СИЗ – подмосковная «Приматерра» (+113%, 562 млн руб.) и петербургская «Лаборатория безопасности» (+80%, 452,8 млн руб.). Замыкают список московская «Дельта Плюс С.Е.И.» – 49 место (+43%, 441,7 млн руб.) и выигравший ряд крупных контрактов башкирский «Капман» – 50 место (+107%, 441,3 млн руб.).
Шеф-редактор Гетсиз.ру Евгений Шувалов:
"Отрасль СИЗ – одна из немногих, если так можно выразиться, выигравших от ситуации с COVID-19. Хотя спрос на спецодежду и спецобувь в период локдауна существенно упал, СИЗОД и защитные комбинезоны для медицинских учреждений вытянули рынок. По оценке Гетсиз.ру, в 2020 году его объем достиг порядка 190 млрд рублей против 160 млрд в 2019-м и 155 млрд в 2018-м. Цифры говорят сами за себя. Рост выручки по итогам прошлого года продемонстрировали почти все участники топ-50. Отмечу, появление новых производителей масок и респираторов всерьез не повлияло на расстановку сил в отрасли. СИЗОД присутствуют в ассортименте всех лидеров рынка и каким-то образом подвинуть их пока не представляется возможным. Это одна из главных причин того, что в рейтинге всего пять новичков – столько же, сколько в топ-50 годом раньше. В то же время список отражает усиливающуюся роль региональных компаний. Так в первой десятке топа год назад присутствовала одна нестоличная компания – КРО, сейчас три, кроме КРО, СОМЗ и «Респираторный комплекс». Впрочем, до столиц регионам пока далеко. На фирмы из Москва и области приходится ровно половина топ-50, 25 компаний, еще восемь на Петербург и Ленобласть".