Лав ми, тендер: как изменились правила участия бизнеса в госторгах
Главные новшества, которые вступают в силу с 1 октября, — электронный документооборот и спецсчета в банках, которые позволят проводить торги в системе «одного окна». Выгодны ли бизнесу новые правила?
Фото: Максим Мозуль / РБК
Поправки к 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), предложенные правительством в конце декабря 2017 года, — один из этапов масштабной реформы госзаказа. Еще с 2013 года государственные и муниципальные учреждения обязаны не менее 15% от объема закупок осуществлять у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. С 2016 года 223-ФЗ обязал госкомпании с годовой выручкой более 2 млрд руб. делать 18% закупок у малых предпринимателей, а в ноябре 2017 года Дмитрий Медведев подписал постановление, снижающее порог выручки компаний, которые должны привлекать к выполнению тендеров малый и средний бизнес, до 500 млн руб.
Нынешний этап проходит под флагом автоматизации: с 1 января 2019 года торги на физических площадках вместе с бумажными документами уйдут в прошлое, а между исполнителем и заказчиком появится буфер — банк, который будет держать средства клиентов на спецсчетах и предоставлять площадкам необходимое обеспечение (эти счета участники торгов должны открыть до 1 октября текущего года). Таким образом, госзакупки начнут работать по принципу «одного окна»: вместо того, чтобы заключать договоры с каждой электронной площадкой, на которой проходят интересующие предпринимателя торги, он заводит один банковский счет, а работу с площадками берет на себя банк. Кроме того, закон избавляет от необходимости предоставлять денежное обеспечение для тендеров до 1 млн руб. Это, по мнению ряда экспертов, может существенно увеличить процент малого бизнеса среди участников торгов.
Зачем нужна реформа
1. Обелить процесс торгов. По мнению законодателей, перевод процедуры торгов в онлайн и внедрение электронного документооборота должны сделать процесс проведения аукционов более прозрачным. «Перевод закупок в цифровой вид с сохранением публичности и открытости — это системно правильно», — считает Михаил Щетинин, руководитель тендерного отдела аудиторско-консалтинговой компании «КСК групп». По словам Александра Лещинского, основателя переводческой компании Effectiff и облачного сервиса Cloud Interpreter, «аналоговая» система проведения торгов поощряла целый ряд нарушений. «Это и откаты, и сознательное использование орфографических ошибок, что позволяет спрятать нужные объявления от «посторонних» поставщиков, и невыполнимые требования или формулирование условий заявки так, что она оказывается заточена лишь под одного поставщика, и подтасовка котировок, и поручительство, которое является и своеобразной формой взятки», — перечисляет он.
Благодаря тому, что с 1 января следующего года вся документация будет электронной, контролирующие органы смогут проводить проверку в короткие сроки и выявлять, на каком именно этапе произошло нарушение. «Отказ от бумажного документооборота сведет к нулю опасения, что результаты конкурса будут подтасованы, — считает Алексей Нянькин, старший партнер адвокатского бюро «Нянькин и партнеры». — Ведь в письменную заявку аффилированный участник мог внести изменения, чтобы обеспечить желаемый результат».
2. Упростить работу бизнеса. Раньше, чтобы подать заявку на участие в гостендере, предпринимателю нужно было самостоятельно зарегистрироваться на электронной торговой площадке (ЭТП), которая являлась оператором интересующего его аукциона, и перевести на ее счет денежный залог или выслать банковскую гарантию, подтверждающую наличие этих средств на счете участника. Теперь этими процедурами занимается банк: он самостоятельно заключает договоры со всеми аккредитованными ЭТП и предоставляет им необходимую информацию. Бизнесмену остается только выбрать банк, который получил право на такую деятельность, и открыть в нем спецсчет, где будут храниться залоговые средства. «При необходимости перевести средства с площадки на площадку поставщики могли потерять несколько дней. Это довольно часто приводило к тому, что обеспечение не удавалось разместить в срок ни на одной из площадок и предприниматель оставался ни с чем», — рассказывает руководитель отдела сопровождения конкурсных процедур компании LightHouse Legal Кирилл Гришаев.
3. Избавиться от бумажных документов. В последние несколько лет правительство взяло твердый курс на цифровизацию работы всех своих ведомств. На национальную программу «Цифровая экономика», которая предполагает развитие сетей связи и дата-центров, внедрение платформ работы с данными, до 2024 года может быть выделено 1,2 трлн руб. Конкурсы на право исполнить госзаказ всегда были весьма бумагозатратным процессом. По словам Михаила Щетинина, пачка документов с заявкой на участие в тендере могла состоять из 500–1500 листов формата А4. С 1 января 2019 года 44-ФЗ обязывает все стороны аукционов перейти на электронный формат обмена документами. Это позволит сократить сроки рассмотрения заявок и исключить возможность потери документов по дороге. «Для отправки на бумажном носителе необходимо подготовить документы, сделать копии, прошить, проштамповать, пронумеровать, записать на диск, отправить — и еще не факт, что заявка успеет прийти в срок», — подтверждает Виктория Сальникова, менеджер тендерного отдела АО «ФПГ Энергоконтракт». В случае с электронными процедурами можно подавать заявки хоть за час до окончания процедуры.
4. Привлечь малый бизнес. Помимо общего процесса подачи заявок на участие в аукционах новая редакция закона коснулась правил работы с небольшими по стоимости тендерами. Поправки к 44-ФЗ разрешают не вносить денежное обеспечение для участия в конкурсах, стоимость исполнения которых не превышает 1 млн руб. По словам Виталия Байрашева, консультанта Института госзакупок, это позволит малому и среднему бизнесу принять участие в большем количестве закупок, не вынимая средств из оборота. Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 1 млн руб. позволит заказчику привлечь больше поставщиков. «Размер обеспечения заявки на участие в более крупных конкурсах немного снизится, и это уменьшит входной порог для субъектов малого и среднего предпринимательства», — говорит Татьяна Бородина, руководитель тендерного отдела компании «Финэкспертиза».
5. Привлечь региональных поставщиков. Новые правила сделают гостендеры более привлекательными и для подрядчиков из других регионов, которым теперь не нужно тратить время и деньги на подготовку и пересылку бумажных документов. Участникам конкурса, подающим документацию на бумажном носителе, приходится тратиться на нотариальное заверение копий учредительных, регистрационных и квалификационных документов. «Плюс траты на конверты, упаковку, материалы для брошюровки документов заявки, расходы на доставку курьерской службой, — перечисляет Бородина. — При электронной подаче документов экономия очевидна: не придется тратиться на формирование и пересылку или доставку бумажной заявки».
Что нового появилось
1. Электронный документооборот. С 1 января 2019 года уйдут в прошлое бумажные заявки на участие в госзакупках. Пока что в ходу и цифровые, и аналоговые документы, но с нового года вступает в силу запрет на бумагу: все закупки по 44-ФЗ будут проводиться только в электронном виде. Благодаря этому сроки конкурентных процедур сократятся: на электронный запрос котировок будет уходить меньше времени, чем во времена бумажного документооборота, говорит Татьяна Бородина. «Раньше на конкурс нужно было заполнять несколько томов бумажных заявок, отправлять их почтой, рискуя нарушить срок их подачи, — рассказывает Ольга Вагурова, директор департамента государственных закупок Русской школы управления. — Упразднение бумажных документов для поставщиков — это безусловное упрощение доступа к процедуре».
2. Спецсчета в банках. Теперь участник тендера обязан завести так называемый спецсчет в одном из аккредитованных государством банков (на данный момент их 18) и перевести на этот счет средства, которые сможет использовать в качестве обеспечения своего участия в тендерах. Банк, в свою очередь, самостоятельно заключает договоры сразу со всеми аккредитованными ЭТП и автоматически передает им все необходимые документы о финансовом состоянии потенциального участника.
Спецсчет нельзя использовать для расчетов — даже по контракту с госзаказчиком. Если у предпринимателя уже есть расчетный счет в одном из банков, входящих в перечень, он может сделать его специальным, подписав дополнительное соглашение. Стоить иметь в виду, что в таком случае этот счет нельзя будет использовать в операционной деятельности предприятия.
Приятным бонусом должно стать то, что банки будут начислять проценты на сумму, которая хранится на спецсчетах предпринимателей. «Проценты будут начисляться даже на средства, заблокированные на срок проведения конкретной закупочной процедуры, размер выплат будет регулироваться договором между участником закупки и банком», — уточняет Кирилл Гришаев. «Пока неизвестно, будет ли этот процент рыночным или его установит государство, но в любом случае это выгоднее, чем нынешние условия», — считает Анна Тресвятская, эксперт сервиса «Контур.Закупки» компании «СКБ Контур».
Что учитывать при выборе банка
Опыт работы с ним. В список уполномоченных организаций, утвержденный правительством РФ, вошли крупнейшие банки: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и другие. Проще открывать спецсчет там, где у вас уже есть расчетный счет. Если банк уже знаком с вами — это плюс для совместной работы. Например, если в процессе участия в тендерных конкурсах вам понадобится кредитование, история совместной работы может помочь в одобрении нужной суммы.
Репутацию банка. Чтобы минимизировать риски, выбирайте банк с хорошей репутацией и, как вариант, с участием государства в капитале. Учитывая нестабильность рыночной ситуации и массовый отзыв лицензий, лучше перестраховаться.
Качество цифровых сервисов. Работать со спецсчетом должно быть удобно и выгодно. Поэтому стоит изучить наличие цифровых сервисов, доступность клиентской службы, стоимость обслуживания в каждом банке из списка.
Наличие гарантий. Серьезно упростить работу могут дополнительные продукты, связанные с заключением и исполнением госконтрактов. Если банк готов предоставить кредитование для обеспечения заявок, банковские гарантии для обеспечения исполнения госконтрактов, кредиты для исполнения госконтрактов и другие полезные опции, стоит внимательнее к нему присмотреться.
Условия начисления процентов. Перед тем как заключать договор с банком, изучите условия начисления и размер процентов на остаток средств на спецсчете. Если есть возможность заработать или сократить свои издержки, то стоит ее использовать.
(Михаил Щетинин, руководитель тендерного отдела аудиторско-консалтинговой компании «КСК групп»)
3. Плата за победу. До введения поправок участие в конкурсах было бесплатным: победитель просто заключал договор с заказчиком на установленную в ходе торгов сумму и приступал к выполнению. С 1 января 2019 года ЭТП будут зарабатывать на проведении торгов. «Сейчас площадки самостоятельно размещают средства, поступившие от участников закупок в качестве обеспечения заявки. Оборот гарантийных средств — это их основной заработок. Теперь, чтобы не потерять доход, площадки будут взимать комиссию с участников торгов», — поясняет Ольга Вагурова. Победитель аукциона должен будет отдать ЭТП 1% от суммы контракта, но не больше 5 тыс. руб. (если выиграл представитель малого бизнеса или некоммерческая организация — не больше 2 тыс. руб.). «Для многих участников закупок это может стать неприятным сюрпризом, так как раньше участие в государственных закупках было бесплатным», — говорит Татьяна Бородина.
4. Размер залога. Как раньше, так и сейчас предприниматели должны предоставить площадке залог, который сгорит, если победитель торгов не исполнит своих обязательств перед заказчиком. Залог возвратный: после окончания торгов он снова поступает на счет участников. С нового, 2019 года меняется размер залога: так, теперь для тендеров суммой меньше 1 млн руб. обеспечение вообще не понадобится (а значит, для участия в таких конкурсах не нужен и спецсчет). Для участия в конкурсах суммой от 5 млн до 20 млн руб. потребуется залог от 0,5 до 1% величины контракта, от 20 млн руб. — 0,5–5%, приводит цифры Татьяна Бородина. По действующим правилам заявки могут быть обеспечены как денежными средствами, так и банковской гарантией. А с октября текущего года к обеспечению будут приниматься только деньги, которые на время торгов будут замораживаться на спецсчетах участников, уточняет она. «Пока мы живем в переходном периоде: участники могут открыть спецсчета только после того, как банки заключат соглашения с площадками. Обеспечение заявок проходит по старым правилам — денежные средства переводятся на счет ЭТП», — говорит Бородина.
Как работать с гостендерами: пошаговая инструкция
1. Перед тем как подавать заявку на участие в тендере, стоит привести компанию в соответствие с требованиями к участникам госзакупок (требования прописаны в ст. 31 44-ФЗ).
Поставщик может участвовать в закупке, если:
- организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность;
-
не имеет задолженностей по налогам;
-
не имеет аффилированности с заказчиком;
-
обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности;
-
не является офшорной;
-
у руководителя и главбуха нет судимости за экономические преступления;
-
руководитель и главбух за последние два года не привлекались к административной ответственности;
-
нет других ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Стоимость: бесплатно.
2. Открыть спецсчет в любом из уполномоченных банков. Если счет в банке уже есть, требуется лишь подписать дополнительное соглашение с банком (форма описана в п. 5 требований из постановления № 626). Стоимость: бесплатно (если счет уже есть) или оплата по тарифам банка за открытие нового счета.
3. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. С переходом госзакупок на цифровую платформу оформлять документы без такой подписи будет невозможно. Стоимость: 5 тыс. руб. в год.
4. Аккредитоваться на ЭТП, которая проводит интересующую предпринимателя закупку. Аккредитация занимает до пяти рабочих дней. Стоимость: бесплатно.
5. Перевести на спецсчет деньги, необходимые для обеспечения заявки (сумма устанавливается самой ЭТП). Обеспечение вернут всем участникам после завершения торгов, победителю — после подписания контракта. Стоимость: равна размеру обеспечения заявки.
6. В случае победы заплатить ЭТП 1% от суммы закупки (но не более 5 тыс. руб). Если победил представитель малого бизнеса, он платит не больше 2 тыс. руб. Стоимость: 1% от суммы контракта.
(Анна Тресвятская, эксперт сервиса «Контур.Закупки» компании «СКБ Контур»)
В чем минусы реформы
Несмотря на благие намерения законодателей, переход на цифровую систему чреват проблемами и для исполнителей, и для заказчиков тендеров.
1. Дополнительные затраты. Одним из главных минусов реформы предприниматели называют рост затрат на участие в госзакупках. «Да, для небольших по стоимости закупок обеспечение отменили — это реверанс в сторону малого бизнеса. Но в то же время предприниматели должны платить комиссию ЭТП», — говорит Ирина Невзорова, основатель компании «Правовое решение» (сопровождение участников госзакупок). Цифровая система порождает новые издержки. Сюда входят стоимость получения квалифицированной электронной подписи и ее ежегодное продление, стоимость самого участия в закупке на электронной площадке, открытие и обслуживание спецсчета. «Кроме того, придется выделить денежные средства, которые необходимо поддерживать на спецсчете для оплаты обеспечения заявок», — перечисляет Татьяна Бородина.
2. Система выгодна в основном постоянным участникам. Новые правила выгодны только тем, кто регулярно участвует в госзакупках и ходит на сайт ЕИС, «как на работу», считает Виталий Байрашев, консультант Института госзакупок. Например, участие в 20 закупках при условии победы в пяти закупках раньше обходилось примерно в 50 тыс. руб. Расходы на электронный вариант подачи заявки — оформление электронной подписи (около 5 тыс. руб.), оплата комиссии оператору электронной площадки по выигранным закупкам (до 5 тыс. руб. без учета НДС за каждую выигранную закупку), комиссия за ведение спецсчета — составят примерно 30 тыс. руб. Итого для таких игроков с учетом комиссии ЭТП по выигранным аукционам можно говорить об экономии приблизительно 10% затрат, подсчитал Байрашев.
Нерегулярное участие в закупках по новым правилам увеличит затраты бизнеса, потому что большая часть расходов теперь фиксирована. «Если предприниматель систематически не работает с госзакупками, то для него существует и серьезный порог для входа в виде неизвестных и незнакомых процедур. По нашим оценкам, процент среднего и малого бизнеса, желающего участвовать в госторгах, не увеличится», — говорит Сергей Иссерс, замдиректора ФГУП «Гос.НИИ ОЧБ» ФМБА России.
3. Победители не смогут компенсировать затраты. Подразумевается, что стоимость участия в торгах можно будет возместить за счет процентов, которые банки начисляют на остаток средств на спецсчетах бизнеса. Но на самом деле этого не получится, отмечает Мария Калинина, партнер адвокатского бюро DS Law. «По нашей инсайдерской информации, многие банки планируют смешной процент для средств, хранящихся на спецсчетах, — 0,01%», — прогнозирует она. Это ниже, чем даже средние ставки по депозитам в валюте. В «СКБ Контур» полагают, что проценты вообще будут начислять не всем открывшим спецсчет. «Некоторые банки начисляют проценты только на счета с дорогим тарифом обслуживания. Хочется верить, что работа в новых условиях будет все-таки выгоднее, чем в прежних», — говорит Анна Тресвятская.
4. Риски для заказчиков. Желание развернуть систему лицом к малому бизнесу может обернуться побочными эффектами, говорят участники рынка. «Основная сложность для нас как для заказчика — реальная невозможность осуществить обязательные закупки у малого и среднего бизнеса в объеме 15% от совокупного годового объема закупок в связи с отсутствием участников закупки», — рассказывает Сергей Иссерс. Например, если заказчик размещает закупки только для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и поданные заявки отсутствуют, процедура признается несостоявшейся. Поскольку заказчик не добрал необходимый объем закупок у МСП, ему приходится платить предусмотренный законодательством штраф 50 тыс. руб.
Отмена обязательного обеспечения для госконтрактов суммой до 1 млн руб., призванная привлечь к участию в торгах небольшие компании, тоже чревата проблемами, считает адвокат коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Шамиль Шишаидов. «На такой чувствительной площадке, как рынок госзаказа, при отмене обеспечения заявки могут появиться сомнительные поставщики, которые не ставят своей целью добросовестно выиграть и исполнить обязательства по контракту», — считает он. На фоне этой политики растет число мелких перекупщиков, а крупные промышленные предприятия, нацеленные на инновационное развитие, вынуждены пересматривать свои планы развития, поскольку их долю в госзакупках отдают малым и средним предприятиям, которые воспроизводят уже существующие технологии, отмечает Александр Арышков, заместитель гендиректора по корпоративным вопросам АО «ФПГ Энергоконтракт».
5. Неготовность рынка. Кроме того, к новым правилам игры готовы далеко не все участники рынка. В первую очередь это касается банков, которые уже к 1 октября должны открыть спецсчета для всех участников тендеров. «Мы обратились в банк с вопросом о заведении специального счета. В итоге оказалось, что у самого банка пока не налажен нужный документооборот и нет необходимых инструментов. Конечно, они в курсе ситуации с госзакупками, но у компаний пока нет реальной возможности уже сейчас перестраиваться на новую систему», — жалуется Ольга Вагурова. Многие предприниматели надеялись открыть такой счет заранее, чтобы избежать очередей в начале октября, но сделать им этого не удалось из-за неготовности банков, подтверждает Анна Тресвятская.
«Реформа может окончательно отбить у малого бизнеса желание участвовать в конкурсах»
Алексей Нянькин, старший партнер адвокатского бюро «Нянькин и партнеры»
«Перестроиться столь быстро на новые рельсы малый и средний бизнес вряд ли сможет: в отличие от крупных компаний, где работой с госзакупками занимаются специальные тендерные подразделения, малые предприниматели справлялись с процессом своими силами, что сейчас становится крайне сложно. Слишком много нового введено в законодательство о закупках, механизм взаимодействия с ЭТП и банками в новых условиях не отлажен. Заказчикам проще будет работать с проверенными поставщиками в рамках закупок у единственного продавца путем разбивки объемов. В последующем реформа может окончательно отбить у малого бизнеса желание участвовать в конкурсах».
Автор: Валерия Житкова, РБК