Костюмы ЭНЕРГО-Л и ЭП-4(0), оснащённые приборами контроля безопасности, проходят испытания
фото:Ирина Штольба / ИД «Гудок»
На Северной дороге началось тестирование устройств контроля безопасности для спецодежды электромонтёров, которое завершится летом. Аналогичные приборы до конца августа пройдут испытания на полигонах Свердловской и Западно-Сибирской магистралей. Они дают возможность дополнительного контроля правильности использования и исправности спецодежды электромонтёров.На Северной в опытной эксплуатации спецодежды с приборами безопасности с 25 июня участвуют Ярославская и Буйская дистанции электроснабжения. В тестировании задействованы по три района контактной сети каждой из них.
Сотрудники Группы компаний «Энергоконтракт» – производителя средств индивидуальной защиты для ОАО «РЖД» – предоставили усовершенствованные защитные костюмы ЭНЕРГО-Л и ЭП-4(0) с приборами, контролирующими правильное использование защитной одежды. Эти устройства размером с ладонь, работающие на батарейках, крепятся на спецодежде и интегрируются в её комплект с помощью датчиков, объединённых в электрическую цепь, пояснил технический директор ООО ПО «Энергоформ» (входит в ГК «Энергоконтракт») Артём Челахов.
«Работа электромонтёров сопряжена с постоянным риском, но они не всегда используют полный комплект спецодежды (в комплект ЭНЕРГО-Л, например, входят куртка, брюки, рубашка, подшлемник, перчатки, обувь и каска с щитком. – Ред.) или применяют его с нарушениями. Поэтому дополнительный контроль нужен», – говорит главный инженер Северной дирекции по энергообеспечению Евгений Носенок.
В костюме ЭНЕРГО-Л, который защищает электромонтёра от высокой температуры электродуги, применяется устройство контроля безопасности (УКБ), которое крепится в служебном кармане на плече. Датчики во всех частях комплекта - перчатках, комбинезоне, ботинках - соединены между особой электропроводящей лентой, образуя электрическую цепь. Если цепь замкнута, значит, все элементы термостойкого комплекта надеты и соединены между собой. Зелёный сигнал светового индикатора на рукаве показывает, что всё в порядке, красный – сигнализирует о нарушении (например, о том, что работник расстегнул воротник куртки или снял перчатки). Кроме того, устройство предупредит электромонтёра, если он приблизится к токоведущим частям под напряжением 10 кВ ближе чем на 2 м.
В комплекте ЭП-4(0), который защищает работника от поражения током наведённого напряжения и от воздействия электрических полей промышленной частоты 50–60 Гц, используется устройство контроля сопротивления (УКС), которое размещается в служебном кармане на груди. Оно действует по тому же принципу: если электрическая цепь рассоединяется, УКС подаёт звуковой сигнал, а зелёный огонёк прибора сменяется красным, сообщая, что защита нарушена. Также прибор сигнализирует о контакте костюма с электротоком.
УКБ и УКС ведут запись всех параметров состояния защитного костюма подобно «чёрному ящику» самолёта и могут передавать по Bluetooth информацию на планшет или смартфон со специальным программным обеспечением. Так специалисты по охране труда получают доступ к истории использования комплектов в памяти УКС и УКБ.
Комплект защиты ЭНЕРГО-Л с устройством контроля безопасности сейчас тестируют три электромонтёра Ярославской дистанции электроснабжения. Работники Буйской дистанции электроснабжения имеют дело с напряжением 27 кВ, поэтому шунтирующий экранирующий комплект их спецодежды ЭП-4(0) из термоогнестойкой металлизированной ткани защищает сильнее, чем стандартный вариант. На этом предприятии ЭП‑4(0) с УКС испытывают тоже трое электромонтёров. До конца августа участники испытаний будут каждый день вести дневники, а специалисты по охране труда - отслеживать зафиксированные приборами данные.
После подведения итогов опытной эксплуатации контролирующих устройств, которая покажет, насколько надёжно они работают, все ли нарушения в использовании спецодежды фиксируют, будет принято решение о возможности использования приборов на сети дорог.
Ирина Копенкина, Ярославль